Обзор и ТОП-лист Фитнес-центров в журнале `Деловой квартал`от 28.01.2008
Дата: 30/01/2008
Тема: Fitness.nnov.ru


Как быстро растет рынок фитнес-услуг?
Какова минимальная цена выхода на «спортивный рынок»?
Почему предложение на рынке фитнес-услуг растет медленнее спроса?
Информация и мнения экспертов


Автор: Алексей Марков.
markov@dknn.apress.ru

№ 2 (52) от 28 января 2008
Спрос на фитнес-услуги растет быстрее предложения. Сегодня спорткубы почти не ощущают конкуренции друг с другом, но новые клубы открываются редко из-за дефицита подходящих помещений. Предприниматели считают, что популярность фитнеса в течение ближайших лет продолжит увеличиваться.
ТОП-лист клубов >>

ЭКСПЕРТЫ
Ольга Блажугина
коммерческий директор фитнес-клуба «СПАРТА»
Ирина Борисова
руководитель женского фитнес-клуба DRIVE
Андрей Ефимов
руководитель проекта fitness.nnov.ru, фитнес-тренер
Светлана Жукова
заместитель директора фитнес-клуба «ФиджиН»
Наталия Кочеткова
директор фитнес-клуба GOLDS FITNESS
Александр Тупицын
исполнительный директор управляющей компании сети фитнес-клубов World Class в Нижнем Новгороде
Дмитрий Титов
ведущий консультант проекта Дирекции корпоративных продаж ООО «МФИТНЕС»

Как быстро растет рынок фитнес-услуг?

Какова минимальная цена выхода на «спортивный рынок»?

Почему предложение на рынке фитнес-услуг растет медленнее спроса?

Рынок фитнес-услуг в Нижнем Новгороде, по оценкам экспертов, растет на 30-40% в год. Игроки считают, что рост спроса на спорт и здоровье будет продолжительным. Александр Тупицын, исполнительный директор управляющей компании сети фитнес-клубов World Class в Нижнем Новгороде: «В США фитнесом занимается 16% населения, в Европе — около 8%, в Нижнем Новгороде — около 1,5%. Чтобы достичь хотя бы европейского уровня, нам потребуется лет двадцать». Наталья Кочеткова, директор фитнес-клуба GOLDS FITNESS: «Рынок насытится, когда на каждые 10 тыс. жителей в городе будет приходиться по одному спортклубу». Согласно расчетам г-жи Кочетковой, емкость нижегородского фитнес-рынка — 130-135 клубов. Точное количество их в Нижнем Новгороде не известно. Эксперты утверждают, что каждый новый клуб старается открыть страницу в интернете, поскольку клубы ориентируются прежде всего на молодую (до 30 лет) аудиторию — активных пользователей Сети. На нижегородском фитнес портале размещены данные о 72 нижегородских фитнес-центрах. Поэтому реально клубов в городе может быть не более 80.

Верхний ценовой сегмент поделили два игрока

На нижегородском рынке фитнес-услуг сформировалась группа лидеров, состоящая, по оценкам экспертов, из семи-восьми игроков, на долю которых приходится около 50% совокупного оборота местной фитнес-индустрии. Опрошенные «ДК» специалисты отнесли к их числу World Class, «Спарту», «Джоги», GOLDS FITNESS и т.д. Два из них (World Class и GOLDS FITNESS) работают в верхнем ценовом сегменте, стоимость годового абонемента в котором превышает 30 тыс. руб. Основная масса клубов работают в среднем ценовом сегменте со стоимостью месячного абонемента 1000-1500 руб. Низшую ценовую нишу (стоимость месячного абонемента — 450-1000 руб.) заняли клубы, образованные на базе муниципальных или государственных спортивных учреждений.

Наталья Кочеткова заявляет, что предложение в этом сегменте существенно отстает от спроса: «Мы были вынуждены приостановить продажу клубных карт менее чем через год после открытия клуба». На нижегородских интернет-форумах клиенты GOLDS FITNESS жалуются, что в клубе образовались очереди к тренажерам и на занятия. Одновременно они сетуют, что уйти из клуба некуда. Это единственный фитнес-центр высокого уровня в нижней части города. Заниматься фитнесом в нагорной части им неудобно из-за транспортных пробок.

В верхней части города дефицит дорогих спортклубов не настолько остр. В настоящее время здесь работают три клуба World Class. После объединения российских сетей World Class и Maxi Sport (клубы Reebok) ранее конкурировавшие между собой нижегородские клубы стали специализироваться в более узких нишах. По словам Александра Тупицына, операторы начали разделять свои ниши и выделять более уникальные аудитории. «World Class Пушкинский» предлагает услуги состоятельным людям, привлекая их особой клубной атмосферой, сложившимся кругом общения, для чего организуются праздники, вечеринки и разнообразные закрытые мероприятия. «World Class Спорт» (бывший Reebok) сохранил свою специализацию, он ориентирован на людей, более увлеченных спортом и нацеленных на результат. Открывшийся в ноябре 2007 г. «World Class Старт» привлекает молодежную аудиторию льготными ценовыми предложениями и специальными развлекательными программами. World Class готовит открытие еще одного клуба в торгово-развлекательном центре «Фантастика». Г-н Тупицын считает, что клиентов хватит на всех: «Мы перевыполняем планируемые показатели по заполняемости «World Class Старт», при этом не наблюдаем оттока клиентов из расположенного в пятистах метрах «World Class Спорт». «Фантастика» расположена в пяти километрах».

По словам Натальи Кочетковой, несоответствие спроса и предложения позволяет спортклубам «держать» цены — сегодня они соответствуют общемировым: «Несмотря на постоянное появление новых спортклубов, предлагающих все более комфортные условия занятий, новые тренажеры и пр., другие участники рынка — с более скромным предложением — не спешат снижать цены».

В 2008 г. GOLDS FITNESS планирует открыть в строящемся ТРЦ на площади Лядова крупнейший в Европе фитнес-клуб общей площадью 14 тыс. кв.м, в котором с комфортом смогут заниматься одновременно более 500 человек. Александра Тупицына конкуренция не пугает: рынок растет слишком быстро: «При появлении нового игрока фитнес-центр теряет в среднем 3% клиентов. 80% посетителей каждого нового клуба — люди, которые до этого не занимались фитнесом».

Предприниматели столкнулись с дефицитом подходящей для клубов недвижимости

В среднем ценовом сегменте игроки считают наиболее перспективным формат небольших (от 200 кв.м) спортивных клубов «у дома». Эксперты называют удачное месторасположение одним из основных конкурентных преимуществ клуба в этом сегменте: горожане предпочитают заниматься фитнесом либо рядом с офисом, либо около дома. «Будущее за маленькими уютными клубами «у дома», — уверена директор женского фитнес-клуба при ночном клубе Rocco Ирина Борисова. — В последние два-три года спрос на их услуги увеличился на 40-50% и продолжает расти». Андрей Ефимов: «Можно сказать, что период самостийного «ларечного» фитнеса позади. Сейчас наиболее востребованы недорогие и экономичные сети бюджетного класса с хорошим ассортиментом и крупные «фитнес-супермаркеты услуг». По словам экспертов, клубы «у дома» можно открывать на расстоянии пяти километров, и между ними не будет конкуренции.

Инвестиции в открытие такого клуба посильны для среднего и малого бизнеса. Наталья Кочеткова: «Чтобы открыть элитный спортклуб, в него нужно вложить как минимум $1-2 млн. «Средний» фитнес-центр обойдется дешевле — в $50-100 тыс., при условии размещения на арендованных площадях». Средства необходимы для проведения базового ремонта и закупки оборудования, часть которого предприниматели приобретают в лизинг. Ведущий консультант проектов Дирекции корпоративных продаж ООО «МФИТНЕС» Дмитрий Титов отмечает, что в 2007 г. спрос со стороны фитнес-клубов на получение оборудования в лизинг вырос по сравнению с предыдущим годом вдвое.

Тем не менее, по словам руководителя проекта fitness.nnov.ru, фитнес-тренера Андрея Ефимова, в прошлом году в Нижнем Новгороде открылось восемь клубов. Эксперты считают, что рост предложения на рынке существенно отстает от спроса. В качестве основного сдерживающего фактора они называют недостаток подходящих помещений. Андрей Ефимов: «Очень востребованы бассейны. Но их очень мало, и они сейчас имеются только в топовой категории фитнес-клубов». Александр Тупицын: «Порядка 60% клиентов привлекает наличие просторного бассейна. Но мы были вынуждены открыть «World Class Старт» без бассейна, поскольку не нашли соответсвующего помещения в центре города». Из-за дефицита площадей предприниматели начали открывать фитнес-клубы в торговых центрах. Заместитель директора фитнес-клуба «ФиджиН» при ТЦ «Муравей» Светлана Жукова обращает внимание на то, что торговые центры обеспечивают бесплатную парковку для клиентов, что крайне важно в часы пик. Однако арендодатели завышают арендную плату. Г-жа Жукова: «Проведенные нами исследования показали, что средняя арендная плата в этом секторе — 400 руб. за кв.м. Нам приходится платить более 500».

По данным ООО «Центр Коммерческой Недвижимости», в 2006 г. из-за роста цен на недвижимость арендные ставки на офисные площади в среднем по городу взлетели на 45%. В 2007 г. они поднялись еще на 15-20%. Фитнес-клубы не смогли компенсировать повышение арендных ставок увеличением тарифов. Ирина Борисова: «За два года я смогла повысить стоимость месячного абонемента всего на 100 руб. — с 1300 до 1400 руб. Если подниму цену абонемента в 1,5 раза, я уже буду относиться к более высокой категории, в которой работает World Class. До него я не дотягиваю. Несмотря на мои фишки и уникальность, клиенты первым делом спрашивают: сколько стоит, а затем — что я готова предложить». При этом фитнес-клубы вынуждены закупать все новое оборудование, чтобы не скатиться в нишу низкого ценового сегмента. «Трудно конкурировать с дешевыми клубами, у которых помещение находится в собственности», — добавляет г-жа Борисова. Андрей Ефимов: «Если раньше клуб предлагал для женщин шейпинг или аэробику, залы для мужчин — простейшую по оборудованию тренажерку, то за последние год-два ситуация коренным образом изменилась. На базе клубов проводятся занятия по единоборствам, йоге, разнообразные танцевальные классы, занятия с детьми и будущими мамами. В тренажерных залах устанавливается оборудование нового поколения, которое позволяет заниматься женщинам, подросткам и людям зрелого возраста». По словам г-на Ефимова, предприниматели рассчитывают окупить оборудование максимум за три года: «Более длительная окупаемость в этом бизнесе никого не устраивает, поскольку все работают на арендованных площадях».

Фитнес-клубы предлагают схожие программы

У большинства спортцентров примерно одинаковый набор услуг: тренажерный зал, силовые нагрузки, аэробные классы, танцы и программы для детей. Программы зачастую не отличается ни по названию, ни по наполнению. Часто в разных клубах работают одни и те же тренеры. По словам Ирины Борисовой, только World Class строго запрещает инструкторам подрабатывать в других клубах.

Эксперты утверждают, что большинство клубов среднего ценового сегмента не ищут своих «фишек», предпочитая стратегию «делай как все». Это дешевле: инструкторы проходят обучение на одних и тех же семинарах и мастер-классах. С уходом инструктора клуб не теряет клиентуру. Ольга Блажугина: «Процент ухода людей за инструктором крайне незначителен. Нет такого, чтобы клиенты не нашли альтернативы в стенах одного клуба. Главное для них — расположение клуба и общий уровень обслуживания». В этих условиях владелцы клубов мало заинтересованы в повышении квалификации инструкторов. По словам Андрея Ефимова, региональные фитнес-конвенции (мероприятия, в рамках которых проходят семинары и мастер-классы) не проводились в городе более пяти лет, тогда как в других городах-миллионниках они проводятся дважды в год.

Чтобы повысить рентабельность, игроки вводят специальные скидки для школьников и студентов в утреннее и дневное время, когда залы не загружены. Большинство фитнес-клубов начали предлагать скидки в 15-25% при приобретении годового абонемента. Ирина Борисова: «Это очень сезонный бизнес. Летом провал около четырех месяцев (с мая по сентябрь). Зимой нет клиентов в декабре и январе. Благодаря годовому абонементу мы снижаем фактор сезонности». Клубы активно расширяют корпоративный сервис, предлагая компаниям скидки на абонементы для сотрудников, возможность выступить официальным спонсором мероприятий, проводимых фитнес–клубом, либо размещать рекламу на взаимовыгодных условиях.

По словам экспертов, владельцы клубов приступили к строительству сетей. Андрей Ефимов: «Последняя тенденция на рынке такова, что небольшие клубы начинают открывать еще по одному-двум новым фитнес-центрам и присоединять ближайшие доступные помещения, максимально расширяясь». Г-н Ефимов говорит, что владельцы клубов пока не озвучивают своих планов официально, но уже в ближайший год-два количество фитнес-залов в городе резко возрастет. В течение года в городе откроет фитнес-клуб международная сеть «Планета Фитнес», три новых клуба планирует открыть сеть «Спарта», не менее одного клуба — «ФиджиН». Конкуренция на рынке может обостриться уже через два-три года.








Это статья Фитнес и активный отдых в Нижнем Новгороде
http://www.fitness.nnov.ru

URL этой статьи:
http://www.fitness.nnov.ru/modules.php?name=News&file=article&sid=150